В группе Мр-21-26 Ачинского колледжа транспорта и сельского хозяйства обучается Бормов Всеволод, шесть лет он посещает объединение МБОУДО ДЮЦ Ачинского района «Веселый турист». Группа подростков под руководством тренера по спортивному туризму Семеновой Еленой Леонидовной изучает знаменитую Айдашенскую пещеру, расположенную на склоне хребта Арга, вблизи берега реки Чулым. Айдашинская пещера (другое название — Девичья Яма) является памятником природы.
Ребят когда-то заинтересовала история, связанная с данным объектом. Под влиянием слухов о сокровищах пещера начала пользоваться популярностью у местных крестьян в середине XIX века. Найденные предметы древности поднимались на поверхность и продавались, в результате чего существенная часть находок была навсегда утеряна для науки. Подростки узнали о том, что когда-то кладоискатели пробили в пещеру 26-метровый тоннель и вырыли в ней самой глубокую яму.
В конце столетия о пещере сообщили властям. Это сделал Д. С. Каргаполов, работник Ачинского музея, которому местные жители предложили приобрести некоторые извлеченные из-под земли вещи. В 1897—1898 годах П. С. Проскуряков – первый директор Красноярского краеведческого музея начал систематическое изучение объекта. Были обнаружены многочисленные предметы быта, оружие, изделия из бронзы и кости животных. В 70-х годах XX века пещеру в течение нескольких полевых сезонов активно изучали уже советские учёные. Находки из рыхлых отложений позволяют предположить культовое использование Айдашинской пещеры древним человеком. Считается, что люди оставляли в ней приношения — мясную пищу — и стреляли в глубину пещеры специальными стрелами, наконечники которых были обнаружены исследователями. Культурный слой Айдашинской пещеры спелеологи часто сравнивают с тем, что присутствует в известных пещерах Испании и Франции. А сейчас ее продолжают изучать неравнодушные молодые люди. С большим интересом Всеволод относится к этой деятельности, хотя объясняет, что эта работа совсем не проста и даже опасна, но весьма увлекательна. И нам приятно сознавать, что среди наших студентов группы и колледжа есть такие, кто не равнодушен к истории своей малой родины и уделяет вопросам краеведения немало свободного времени. Что дает такая деятельность молодым людям? Она воспитывает у них гуманность, уважение к культурному наследию, чувство ответственности, долга, дисциплины, что так важно и необходимо в наши дни.